МБОУ СШ №58 им. Г .Д. Курнакова
г. Ульяновск
  • Информационная безопасность

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Документы

    • Все документы
    • Нормативные документы
    • Защита персональных данных
    • Локальные акты
    • Нормативные
    • Локальные
    • Локальные нормативные акты

    Детские безопасные сайты

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ К
    ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОБУЧАЮЩИМИСЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РФ

    Официальные сайты
    1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации -
    http://www.mon.gov.ru;
    2. Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru;
    3. Сайт уполномоченного по правам ребенка в Белгородской области http://www.beldeti.ru
    4. Департамент образования Белгородской области.http://www.beluno.ru/
    5. Белгородский институт развития образования. http://www.ipkps.bsu.edu.ru/
    6. Белгородский региональный центр оценки качества образования.
    (БелРЦОКО)
    http://coko.beluno.ru/i/
    7. Электронный мониторинг оценки качества образования (ЭМОУ)http://mou.bsu.edu.ru/
    8. Администрация Губкинского городского округа.http://www.gubkinadm.ru/
    9. Управление образования г.Губкина Белгородской областиhttp://www.edu-gubkin.ru/
    10. Научно-методический центр г.Губкина.http://nmc-gubkin.ru/
    Цифровые образовательные ресурсы
    1.Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" -
    http://window.edu.ru;
    2. Официальный портал поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru/ru/index.php
    3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru;
    4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -http://fcior.edu.ru.
    5. Электронный архив научно – популярных
    журналов
    http://library.controlchaostech.com/bel/
    Список сайтов, рекомендованных для использования обучающимися и
    преподавателями для доступа к высококачественным ЭОР

    http://www.mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации
    http://www.uznai-prezidenta.ru/ - Детский сайт Президента Российской Федерации
    http://www.ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки ЕГЭ
    http://www.eidos.ru/olymp/ - Всероссийские дистанционные эвристические
    олимпиады

    http://www.rusolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников
    http://www.olympiads.ru - Олимпиадная информатика
    http://www.en.edu.ru - Естественнонаучный образовательный портал
    http://ege.edu.ru- Портал информационной поддержки Единого государственного
    экзамена

    http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
    http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
    http://ege.edu.ru - Портал информационной поддержки Единого государственного
    экзамена

    http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
    http://www.ege.ru - Сайт информационной поддержки Единого государственного
    экзамена в компьютерной форме

    www.nachalka.info/ru - Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия
    www.nachalka.com. - Начальная школа детям, родителям, учителям
    www.school-collection.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
    http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей
    http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
    · Русский язык
    http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

    Родителям

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    ПЕДАГОГАМ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

    Понятие информационной безопасности

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    • отказы и сбои аппаратуры;
    • ошибки в программном обеспечении;
    • ошибки в работе персонала;
    • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    • недовольством служащего своей карьерой;
    • взяткой;
    • любопытством;
    • конкурентной борьбой;
    • стремлением самоутвердиться любой ценой.

    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
    • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
    • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
    • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    • хищение носителей информации;
    • чтение информации с экрана или клавиатуры;
    • чтение информации из распечатки.

    Через программу:

    • перехват паролей;
    • дешифровка зашифрованной информации;
    • копирование информации с носителя.

    Через аппаратуру:

    • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Обеспечение информационной безопасности

    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

    1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

    • приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
    • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.

    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
    • Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    • Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

    Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

    Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

    Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

    В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    •  Онлайн-школа № 1 

      Онлайн-школа для детей с 1 по 11 класс располагает новейшей библиотекой с литературно-методическими материалами и видео-уроками по всем дисциплинам за все учебные года. Ученики школы получают полноценное дистанционное образование на дому, поддержку личного куратора, психолога и других сотрудников учреждения. В завершении образовательного процесса ученики, которые успешно сдали итоговые экзамены, имеют возможность получить аттестат государственного образца.

      Язык интерфейса: русский.
      Условия доступа: бесплатно.
      Ссылка

       InternetUrok

      InternetUrok — это библиотека видеоуроков, которая предлагает учителям конспекты, тесты, тренажеры и видео по разным предметам с 1 по 11 классы. Для родителей в библиотеке есть книги и методички, например, о том, как перевести ребенка на дистанционное обучение.

      Язык интерфейса: русский.
      Условия доступа: условно бесплатно. Видеоуроки и сервисы разделов «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Физика», «Химия» и «Русский язык» доступны по абонементу 250 рублей в месяц.
      Ссылка

       Я Учитель 

      Я Учитель или Учительская — программа развития педагогов от Yandex, которая помогает преподавателям осваивать современные технологии преподавания. Ресурс состоит из четырех ключевых блоков: курсы, вебинары, статьи и интенсив. После прохождения курса Яндекс выдает электронные сертификаты и удостоверение о повышении квалификации.

      Язык интерфейса: русский.
      Условия доступа: бесплатно.
      Сайт

    Методические и справочные материалы

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    http://www.fid.su/projects/contests

    Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по
    профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от
    воздействия устройств мобильной связи

    1.Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах
    одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
    2.Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
    3.Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент
    соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
    4. Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях
    неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).
    5. Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров
    от головы.

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie